СМЫСЛОГРАФИКА
как донести идеи до молодой аудитории
СМЫСЛОГРАФИКА
как донести идеи до молодой аудитории
СМЫСЛОГРАФИКА – умение
формулировать ценность идеи в виде текста
и визуализировать её с помощью пиктограмм
Алёша Ермолин
архитектор смыслов, эксперт издательства "Просвещение" и "Российского Движения Школьников" по вопросам дизайна информации (инфографики), автор учебного пособия для подростков "Основы инфографики" и методики осмысленного обучения
Выступление в Общественной Палате РФ

Меня зовут Алёша Ермолин, я основатель центра концептуальной инфографики «РЕЦЕПТОР». Мы занимаемся тем, что переводим информацию любой степени
сложности на понятный язык образов с помощью компьютерной анимации.

Проще говоря, мы делаем мультяшные видеоролики, которые помогают выстроить эффективные коммуникации между старшим и молодым поколениями. Сегодня вы получите ответы на волнующие вас вопросы по теме мультимедиа, узнаете, как говорить на языке не только смыслов, но и на языке образов молодого поколения.
Лет 8-9 назад я работал в некоммерческом секторе, продвигая идею использования таких цифровых социальных медиа как ВКонтакте, facebook, instagram и других. В частности, объяснял, как технически запускать прямые трансляции с помощью специализированных онлайн-платформ типа livestream, а также как создавать видеоролики «на коленке» для продвижения своих идей в YouTube. Сегодня пятью тысячами просмотров в прямом эфире на YouTube кого-либо не удивишь, но тогда трансляция образовательных лекций с подобным числом зрителей была за гранью возможного.

Так как же донести идею корпоративной социальной ответственности до молодой аудитории? Замечу, что за десять лет работы в смежной сфере я не увидел каких-либо особых изменений в работе с молодыми людьми. На понятном языке молодёжи так и не научились объяснять, что такое корпоративная социальная ответственность (далее - КСО). Чтобы начать делать это, в первую очередь целесообразно сложить представление о 4-х барьерах, которые препятствуют выстраиванию эффективной коммуникации:

1. Разница мыслеформ
2. Ограничения восприятия
3. Клиповое мышление
4. Дефицит внимания
Первый барьер – это разница мыслеформ. Вот смотрите: на слово «лук» у старшего поколения в голове возникнет образ растения (репчатый лук), а у молодёжи – образ модно одетого парня или девушки (от англ. look – внешность).
Говорить с молодым поколением критически необходимо на их языке. Для этого не нужно упрощать информацию до примитивного уровня. Достаточно понимать и применять в качестве примеров образный ряд молодёжи, который обозначен таким термином как "мем".

Мемами могут считаться как слова, так и изображения. Иначе говоря, это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются в интернете.
Второй барьер – специфика восприятия информации в интернете: человек не чувствует запах и вкус через компьютер, но у него есть органы восприятия: слух и зрение. Слух воспринимает музыку и голос, зрение – изображение, текст и
инфографику.

Я много езжу в регионы, выступаю перед школьниками, и на эти встречи я привожу с собой гусли. После живой игры на инструменте я спрашиваю аудиторию: «Ребят, а что большее оказывает воздействие на подсознание человека – музыка или картинка?» Все отвечают: «Картинка». Я говорю: «А вот и нет». Но почему?
Отвечаю: например, человек посмотрел видеоклип. За месяц он пересмотрит его раз 5-10, а музыка из этого клипа попадёт к нему в плеер, и он будет слушать мелодию по сто раз на дню. Но какое содержание он слышит? А ведь музыка напрямую заходит в подсознание человека и формирует отношение к миру.

Смыслы текста могут оказаться «плохими», но музыка настолько может понравится, что это не помешает восприятию. В этом смысле в ребёнке целесообразно с детства формировать «ментальный иммунитет».

Третий барьер, который необходимо преодолеть – это феномен «клипового мышления», то есть такого мышления, при котором человек воспринимает информацию не целостно, а по частям. В этом случае он не готов взглянуть на содержание критично, и ему нужен готовый вывод, который основан на эмоциональном восприятии.

Вы, уважаемые слушатели, обладаете более глубинным мышлением – последовательным, которое заключается в умении «докопаться до сути». Но наше последовательное мышление вовсе не означает, что молодёжь глупее нас с вами, потому что они просто не обучены тому, как работать с информацией и делать это с интересом.

Я с горечью наблюдаю, что современных детей взрослые делят на две категории: на «знаек» и «незнаек». «Знайки» – это логические ботаники, «незнайки» – это эмоциональные бунтари. По моему убеждению, нормальный человек – это синтез «знайки» и «незнайки», когда человек одновременно сочетает в себе логику и эмоцию, ум и творчество. Такой человек готов постигать непознанное, оставаясь в рамках здравого смысла.

Поэтому замечу, что клиповое мышление – это вовсе не плохо, но должна соблюдаться гармоничная пропорция «золотого сечения», где 67% – это основа, последовательное мышление, а 33% – это мышление клиповое.
Чем же полезен человеку «клиповый подход»? Он помогает быстро фильтровать ненужную информацию, а, зацепив что-то ценное, подключает «тяжёлую артиллерию» – мышление последовательное – для глубинного погружения в тему. Беда возникает тогда, когда есть диспропорция. В этом случае клиповость начинает преобладать над последовательностью, эмоция над здравым смыслом...

Что же с этим делать? В рамках КСО-проектов имеет смысл запускать образовательные проекты, которые учат молодёжь учиться. В процессе обучения смыслографике в качестве практических заданий достаточно дать кейсы из КСО. В этом случае ваша аудитория получит полезное умение, за что
будет несказанно благодарна, и в то же время поймёт ценность идеи КСО. Более того, прошедшие обучение будут замотивированы продвигать эту идею в массы.

Такие крупные корпорации, как Google и Facebook, поняли, что сегодня главный вопрос вовсе не в количестве, которое легко накрутить, а в качестве аудитории. Пусть у вас будет всего 500 обученных смыслографике молодых людей, но они будут понимать, что такое КСО, и искренне поддерживать КСО-инициативы вашей компании в режиме онлайн.

Как раз сейчас с Российским Движением Школьников (РДШ) мы запустили образовательный курс по СМЫСЛОГРАФИКЕ в регионах, научив более 300 молодых ребят создавать суперсовременные презентации на темы РДШ. Посмотрите вот этот трейлер к курсу:
Более того, мы начали обучать молодых педагогов. Потому что главное – не научить учиться школьников, а научить учить учиться преподавателей, которые смогут обучать своих подопечных. Времена меняются, а смыслографические навыки становятся востребованы.
Четвёртый барьер – дефицит внимания. Информационный хаос в интернете привёл к тому, что человеку очень сложно сосредоточиться на чём-то. Единственное, что может привлечь и удержать внимание – это попадание в его потребность. У вас есть всего 5 секунд, чтобы сформулировать главную мысль на языке вашего зрителя. И неважно – YouTube ли это или Instagram. Главное – это смысл, который выражен в виде текста и подкреплён картинкой или видео. В таком формате хорошо работает компьютерная анимация.
Есть ли успешные кейсы, которые демонстрируют эффективность анимации в донесении смыслов?

Да, мы осуществляли как внешнекорпоративные, так и внутрикорпоративные проекты для Мегафона, Евросети, Сбербанка, Норникеля, Уралхима, Сколково и многих других организаций.

В том числе наша команда создавала социально-просветительские анимационные фильмы для Министерства образования. Один из фильмов собрал более 50 тысяч просмотров, посмотрите:
Изучив статистику по этому проекту, могу смело заявить, что молодежь цепляет не просто польза информации, но и способ её донесения.

Клиповое счастье современной молодой аудитории – когда ваши ценности преподносятся быстро, понятно, интересно и эстетично. Больше трёх минут смотреть видеоролик не будут, даже обучающий. Поэтому нужно иметь определённый смыслографический навык работы с текстом, чтобы
удержать внимание зрителя. Это умение я назвал «эффект Шехеразады», когда историю не рассказывают до конца. Зачем? Чтобы подогревать интерес аудитории к содержанию. И это вовсе не манипуляция, а уже современный способ общения, серьёзная методика «Архитектоника Смыслов», которая
описана мной в учебном пособии для подростков «Основы инфографики» совместно с издательством «Просвещение».

С помощью каких каналов можно продвигать видеоролики?

Каналы продвижения разные. Например, для «Евросети» мы продвигали 20 тысячам сотрудников обучающий видеоролик о мотивационной программе с помощью внутрикорпоративного мессенджера Whatsapp.

Для «Мегафона» мы создавали обучающие курсы для 25 тысяч работников по digital-ценностям корпорации через внутреннюю цифровую платформу.

Для «Сбербанка Премьер» мы занимались уже внешнекорпоративными коммуникациями и продвигали ролик о сложном финансовом инструменте «Смартполис» для премиальных клиентов в YouTube.
СМЫЛОГРАФИКА
свежие статьи о новой школе мышления АРХИТЕКТОРЫ СМЫСЛОВ
Алёша Ермолин
архитектор смыслов
Основатель новой школы мышления "Архитекторы Смыслов" смотреть →

Автор методики осмысленного обучения "Архитектоника смыслов" и учебного пособия по инфографике для подростков "Основы инфографики" смотреть →

Эксперт издательства "Просвещение" и "Российского Движения Школьников" по вопросам дизайна информации (инфографики)

Инвестор конструктора смыслов ВИЗИРЬ, онлайн-платформы для формулирования смыслов презентаций смотреть →

Руководитель центра концептуальной инфографики РЕЦЕПТОР среди клиентов которого: Мегафон, Евросеть, Сбербанк и многие др. смотреть →
Алёша Ермолин
архитектор смыслов
Основатель новой школы мышления "Архитекторы Смыслов" смотреть →

Автор методики осмысленного обучения "Архитектоника смыслов" и учебного пособия по инфографике для подростков "Основы инфографики" смотреть →

Эксперт издательства "Просвещение" и "Российского Движения Школьников" по вопросам дизайна информации (инфографики)

Инвестор конструктора смыслов ВИЗИРЬ, онлайн-платформы для формулирования смыслов презентаций смотреть →

Руководитель центра концептуальной инфографики РЕЦЕПТОР среди клиентов которого: Мегафон, Евросеть, Сбербанк и многие др. смотреть →
made in rezeptor.ru